быть шмелем или не быть
не говорю, что согласна, но подумать на тему хочется
Герой в фантастике и "большой литературе"
Периодически слышу от читателей - даже постоянных, любящих мои книги, претензию типа "вот герои только у вас все одинаковые".
Обычно при дальнейшем расспросе - чем именно похожи "хороший мальчик" Петр Хрумов и жесткий наемник Кей Дач, мятущийся интеллигент Антон Городецкий и обозленный на весь мир Денис Симонов, формулировка уточняется. Все герои всегда упорно добиваются своих целей, преодолевают препятствия, спасают мир и получают пару коньков в придачу...
Ни в коем случае не споря с этим обвинением, оно имеет под собой основания, хотел бы сказать вот что.
Фантастика отличается от реалистической, "большой литература" не наличием звездолетов или вампиров, действием происходящим в 30 веке или в параллельном измерении. Она отличается в первую очередь героем.
Герой большой литературы - маленький человек. Герой "низкого жанра", фантастики - человек большой.
Когда лишившийся шинели Акакий Акакиевич умирает, становится призраком и пугает прохожих у Калинкина моста, бессмысленно отбирая пальто, шубы и шинели, это - реализм.
Но если Акакий Акакиевич становится вампиром, разыскивает своих обидчиков, выпивает их кровь, а потом, плюнув на шинель - ибо не нужна она ему теперь, согретый горячей разбойничьей кровью он спокойно идёт по сырым питерским улицам - это фантастика.
Когда узнавший от призрака графини секрет трех выигрышных карт Германн вначале выигрывает, а потом путает карту и ставит на даму, а не на туза и кончает жизнь в сумасшедшем доме - это реализм. А вот если Германн, ошалев от проигрыша, едет на родину, в Шлезвиг, находит и раскапывает могилу Сен Жермена, вызывает его призрак и тот сообщает ему новую выигрышную комбинацию - это фантастика.
Герои "большой литературы" и "фантастики" разные. Просто разные. Исключения, конечно же, возможны (особенно для "боллитры"), но в массе своей - это именно так. Если это активно не нравится, то значит, фантастика - просто не ваш жанр. (с)
Герой в фантастике и "большой литературе"
Периодически слышу от читателей - даже постоянных, любящих мои книги, претензию типа "вот герои только у вас все одинаковые".
Обычно при дальнейшем расспросе - чем именно похожи "хороший мальчик" Петр Хрумов и жесткий наемник Кей Дач, мятущийся интеллигент Антон Городецкий и обозленный на весь мир Денис Симонов, формулировка уточняется. Все герои всегда упорно добиваются своих целей, преодолевают препятствия, спасают мир и получают пару коньков в придачу...
Ни в коем случае не споря с этим обвинением, оно имеет под собой основания, хотел бы сказать вот что.
Фантастика отличается от реалистической, "большой литература" не наличием звездолетов или вампиров, действием происходящим в 30 веке или в параллельном измерении. Она отличается в первую очередь героем.
Герой большой литературы - маленький человек. Герой "низкого жанра", фантастики - человек большой.
Когда лишившийся шинели Акакий Акакиевич умирает, становится призраком и пугает прохожих у Калинкина моста, бессмысленно отбирая пальто, шубы и шинели, это - реализм.
Но если Акакий Акакиевич становится вампиром, разыскивает своих обидчиков, выпивает их кровь, а потом, плюнув на шинель - ибо не нужна она ему теперь, согретый горячей разбойничьей кровью он спокойно идёт по сырым питерским улицам - это фантастика.
Когда узнавший от призрака графини секрет трех выигрышных карт Германн вначале выигрывает, а потом путает карту и ставит на даму, а не на туза и кончает жизнь в сумасшедшем доме - это реализм. А вот если Германн, ошалев от проигрыша, едет на родину, в Шлезвиг, находит и раскапывает могилу Сен Жермена, вызывает его призрак и тот сообщает ему новую выигрышную комбинацию - это фантастика.
Герои "большой литературы" и "фантастики" разные. Просто разные. Исключения, конечно же, возможны (особенно для "боллитры"), но в массе своей - это именно так. Если это активно не нравится, то значит, фантастика - просто не ваш жанр. (с)
С другой стороны, знаешь, такое разделение на низкий жанр и большую литературу меня всегда бесило до искр из глаз, потому что ну хуйня же. И когда Лукьяненко сам заранее закладывает в свои книги - или в свое мировоззрение - что-то такое, типа "это все несерьезно", "это я поиграться", "можно ж говно написать, низкий жанр же", становится неловко.
Вот поэтому я блоги авторов и не читаю, бггг, у меня с них вечно жопка до плутона и обратно полыхать начинает.
понятно, почему у Лукьяненко все так ниоч
мне кажется, ниоч у него потому, что ээээ ему как-то уже немного пофиг на книжную деятельность, а может и не немного. он продает права на экранизации, пытается продвигать на английском, пишет сценарии (прямо не говорится, но между строк можно проследить в блоге). Он сыт, толст, доволен жизнью и весь в чтение подростковой литературы и детях. Писать и гореть - немного не в тему. Вроде Недотёпа и Непоседа - годные еще, сама не скажу, не дошла, но Дима хвалил и куски зачитывал оч даже шикарные.
я вспоминаю Стругацких, их героев,
вот я их первым делом вспомнила, когда читала этот пост
дико странным заранее, по умолчанию такое деление на больших и маленьких
+много
еще удобно авторам использовать как оправдание работы спустя рукава
когда Лукьяненко сам заранее закладывает в свои книги - или в свое мировоззрение - что-то такое, типа "это все несерьезно", "это я поиграться", "можно ж говно написать, низкий жанр же"
тут немного не согласна, по мне, он очень даже серьезно относится к своему творчеству, и его принижать не даст. ведь как читается про большого и достойного героя, который действует, а не канючит. хотя последним абзацев он как-то выруливает на "простые разные" и немного гасит тон
Не, и это тоже конечно, просто я вот вспоминаю опять же его ранних героев - и не могу сказать, что они были там сильными людьми, большими или какими-то такими. И я вот тут согласнаеще удобно авторам использовать как оправдание работы спустя рукава но мне кажется он такими постами это и делает, выстраивает вокруг себя такой безопасный пузырь, где на все есть оправдания. Я не то чтобы против - его пузырь, его дело, - но выглядит это, кмк, немного странно. В первую очередь потому что распространяется на других. Он прост таким широким жестом говорит про большинство, что как-то неловко)
он очень даже серьезно относится к своему творчеству, и его принижать не даст. я к тому скорее, что он относится к своему творчеству серьезно в рамках того самого "низкого жанра", а не вообще